СОДИКОВ Шарбатулло Джаборович

Адвокат по уголовным делам

Кандидат Юридических Наук

8 (495) 587 04 39 8 (916) 095-94-61
sodikovsh@mail.ru

     Институт дипломатической защиты возник не благодаря желанию отдельных людей, групп, классов и т.д., а вследствие реальных общественных процессов. В частности распада родоплеменных отношений и становления первых государств, а также бурным развитием и успехам национально-освободительного движения народов, находящихся в колониальной и полуколониальной зависимости. Ликвидация колониализма и возникновение новых независимых государств представляют собой осуществление на практике принципа равноправия государств и народов.

      Что касается первобытнообщинного строя, то исторический материал свидетельствует, что даже на самых ранних этапах своего развития первобытные общины и племена не существовали раздельно, а были объединены неписаными родовыми законами. Если исходить из смысла понятия института дипломатической защиты именно в отношениях между народами, то можно полагать, что первые обычные нормы зарождались ещё в период первобытнообщинного строя, до становления государственности. Уже в то время союзнические связи племен не сводились лишь к заботе о внешней защите, а включали в себя множество других норм поведения, которые, закрепляясь с течением времени, привели к появлению права в форме обычая.
      С другой стороны, межобщинные связи на личном уровне в то время развиты не были.
      Главными источниками дипломатической защиты считается обычай и договоров. Среди важнейших источников института дипломатической защиты в Древнем мире были следующее договоры: договор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма, заключенный около 3100 лет до н.э. Он подтверждал существовавшую между ними государственную границу, устанавливая неприкосновенность ее знаков. Стороны обязались разрешать возникающие споры мирным путем, на основе арбитража. Исполнение договора гарантировалось клятвами и обращением к богам. Текст договора, написанный на шумерском языке, был высечен на каменной стеле.
      Стоит напомнить, что Лагаш- древний город-государство шумеров, существовавший на территории Междуречья (Ирак). Город был населён преимущественно шумерским населением, которое занималось, как и в остальных шумерских городах, земледелием и торговлей. Первые поселения в конце 5-го тысячелетия до н.э.
      Умма - древний город-государство в южной Месопотамии, в настоящее время это городище Джоха в Ираке. Примерно в 3100 году до н.э. она являлась одной из региональных держав на Ближнем Востоке;
      - договор хеттского царя Хатгупшля III с египетским фараоном Рамзесом II начала XIII в. до н. э. Это был договор, отражавший в своем тексте мир и братство двух народов, взаимную поддержку друг друга в войне против захватчиков, выдачу беглых рабов;
      - договор между Царем Хеттии и Сунассурасом (сер.XV в. до н. э.). В договоре оговорены некоторые детали института дипломатической защиты. Как полагает И.А. Стучевский, что: "В соглашении определяются обязанности зависимого правителя по отношению к хеттским гарнизонам. О них следует заботиться так же, как о самом себе и о членах своей семьи3. Так, в договоре с Суннасу (раса) своего посла, то пусть Сунассурас не предпринимает ничего дурного. Пусть он ни в коем случае не действует против него с помощью колдовского зелья. Если Сунассурас (пошлет) к Солнцу либо наследника, либо своего посла, либо (сам) Сунассурас придет (к Солнцу), то пусть Солнце не предпринимает ничего дурного против них. Пусть он ни в коем случае не действует против них с помощью колдовского зелья";
      - договор Рима с Ганнибалом "договор о мире и дружбе" 501 года до н.э., Полибий пишет: "Из предложенных условий важнейшими были следующие: карфагеняне обязаны возместить римлянам, возвратить пленных и перебежчиков за всё время войны и т.д.5 Карфаген основан в 814 году до н. э. на территории современного Туниса;
      - договор между Асархаддона и Мидийскими князьями, в 674-676 гг. до н.э6. Большой интерес для истории института дипломатической защиты представляют договоры Асарханддона с мидийскими князьями. Целью его было охранить престолонаследника от всех посягательств, заговоров и интриг и обеспечить ему верность его подданных. Договор распространялся также на сыновей, внуков и всех жителей его страны. Договор Ашшурбанапала с Раматайей, клятва верности сопровождалась магическим ритуалом;
      - вавилонский "протокол" от 669 до 654 г. до н. э. В нем, например, содержится такое положение: "Так как Вавилон-центр стран, то кто входит в него, тому привилегии его закреплены, и вступающий в дом Вавилона - имя его становится (пользующимся привилегиями). Даже собака, войдя в него (т. е. в Вавилоне), не может быть убита". Как полагает И. А. Стучевский "Таким договором в жизни Месопотамии было заключение с великими ее городами-странами такими как Ашшур, Ниневия, Вавилон, Сиппар, Ниппур, и др., задачей которых было обеспечить и подтвердить привилегии и определенный статус этих городов7". Всё это разумеется предполагает налаженную систему торгового обмена и, в частности, взаимные гарантии свободного перехода караванов, а также привилегии жителей -участниц договоров, гарантии, основанные на обычаях или на договорах.
      Л.А. Алексидзе пишет в этой связи, что: "C возникновением первых рабовладельческих государств в долинах Двуречья и Нила между ними начали складываться различные отношения, получившие постепенно правовой характер. Истоки этих норм восходят к более раннему периоду, когда в условиях первобытнообщинного строя сложились на основе многовекового обычая первые правила общения между племенами и союзами племён. Все политические события изображались, как проявление воли богов, земных и небесных. Тем же путем решались проблемы международно-правовых отношений: обязательность международных договоров зиждилась на клятве сторон соблюдать таковые под страхом божьей кары, неприкосновенность послов, отдельные правила, регулирующие вопросы войны и мира, зиждились на вышедших из недр родового строя обычаях и "как бы сливались с нормами религии".
      Аналогично пишет А. В.Сорокина "Родиной международного права считается Ближний Восток, долины рек Тигра, Евфрата, Нила. Именно там в 4 тысячелетии до н.э. образовались древнейшие государства. Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер. В процессе взаимодействия между ними формировались первые межгосударственные правовые нормы9. Однако эти данные не являются окончательными и нуждаются в уточнении. Археологи обнаруживает все новые, неизвестные ранее международные договоры древности.
      Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что институт дипломатической защиты возник на Ближнем Востоке в 4 тысячелетии до н.э., то есть с момента возникновения первых рабовладельческих государств. Вместе с тем надо отметить, что первым договором, который определяет вопросы дипломатической защиты, насколько известно в настоящее время, является договор между правителями месопотамских городов Лагаш (Ирак) и Умма (Ирак), заключенный около 3100 года до н.э. Он подтверждал существовавшую между ними государственную границу, устанавливая неприкосновенность ее знаков.
      Тогда мы можем сказать, что каждое государство имеет право (обязано) защищать своих граждан за переделами территории своего государства.
      Следует отметить, что со времён Древнего мира до наших дней государство по отношению к своим гражданам применяет дипломатическую защиту за пределами территории своих границ.
      Античная Греция. У древних же государств - Вавилона и Египта, внешняя политика которых приобрела широкий и устойчивый характер, естественно и дипломатия приобретала большое государственное значение. Она породила письменные соглашения, которые по содержанию и форме поразительно близки современности.
      В Древней Греции, раздробленной на множество то соперничавших, то объединявшихся государств, дипломатия играла огромную роль. Таких дипломатов, как Фемистокл и Перикл, стремившихся к установлению гегемонии Афин над всей Элладой и особенно Филиппа Македонского, осуществившего объединение Греции.
      В своем историческом развитии Античная Греция или Эллада прошла ряд сменявших друг друга общественных укладов. В гомеровский период эллинской истории (XII-VIII века до нашей эры), в условиях складывавшегося рабовладельческого государства еще сохранялся родовой строй. Для Греции классического периода (VIII-IV века до нашей эры) характерным типом политического образования являлись города-государства, (по-гречески "полисы"). Между этими самодовлеющими мирками возникли самые разнообразные формы международных связей.10 Древнейшей формой международных связей и международного права в Греции была "проксения", т.е. гостеприимство. Проксения существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Проксен содействовал иностранцам , пользовался известными правами и преимуществамив отношении торговли, налогов, суда и всякого рода почетных привилегий. Со своей стороны Проксен принимал на себя нравственноые обязательства по отношению к городу, где он пользовался гостеприимством, во всем содействовать его интересам и быть посредником между ним и властями своего города. Через проксенов велись дипломатические переговоры; прибывающие в город посольства обращались прежде всего к своему проксену. Весьма интенсивную дипломатическую деятельность осуществляли древнегреческие города-государства, обменивавшиеся многочисленными посольствами и заключавшие договоры о военной помощи. Получил развитие институт защиты иностранцев (проксения). Споры по нарушениям международных договоров рассматривались третейскими комиссиями; на нарушителей договора налагался крупный штраф, который в случае неуплаты взыскивался с помощью вооруженных сил. Ю.Я. Баскин пишет в этой связи: "Древние греки не знали института постоянного дипломатического представительства. Посольства чаще всего носили единовременный характер и преследовали конкретные цели. Правда, в отношениях с Персией имели место и исключения: круг вопросов, относимых к компетенции послов, как и времени специально не устанавливался и о времени их пребывания, поэтому можно говорить о квазипостоянных дипломатических представительствах. Чаще всего это было заключение мирных договоров. Другой миссией послов было объявление войны, точнее вручение документа о ее объявлении". Греки не знали режима пленных. Иностранцы могли быть подвергнуты пыткам и убиты. Так афиняне, захватив Милеет, "умертвили всех взрослых милетян, а детей и женщин обратили в рабство". Еще более тяжелой была судьба тех народов, которых греки считали варварами. В тех случаях, когда побежденные не обращались в рабство, к ним могла быть применена депортация , то есть насильственное переселение. Так в 429 году до н.э. поступили Афины с гражданами Потидеи, а спустя три года Спарта - с мессинцами. И Косенофонт и Геродот неоднократно упоминают о подобных случаях Что касается положения иностранцев, то например, в Вавилоне они вплоть до кодекса Хаммурапи не пользовались никакими правами, во всяком случае юридически обеспеченными. Правда, к началу I тысячелетия до н.э. положение греков в Египте было уже достаточно благополучным. Они имели свою колонию в дельте Нила, которая управлялась по их отечественным законам. Греки пользовались и правом судоходства по реке .
     От положения собственно иностранцев греков отличали те случаи, когда в силу внутренних распрей часть граждан покидала свой полис, но сохраняла в нем определение права. Один из договоров подобного рода приводит Аристотель. Это договор Афин с Элевсином 403 года до н.э. Вот его основные положения: 1) афиняне, выселявшиеся в Элевсин, сохраняли все гражданские права и право пользоваться доходами от оставшегося в Афинах имущества; 2) гражданами обоих государств разрешалось посещать их во время мистерий16. Г.В. Бобылев отмечает: " В Античная Греция иностранцы для защиты своих интересов выбирали себе покровители. В результате появился институт проксении, имеющий ряд схожи моментов с нынешним консульским институтом.
      Следует отметить, что институт проксении, имеющий схожий институт дипломатической защиты, получивший в Греции очень широкое распространение, лег в основу всех последующих международных связей Древнего мира.
      Древний Рим. Что же касается Рима как республиканского, так и императорского, то Макиавелли правильно отметил, что дипломатия дала Риму больше славы, чем войны. Как указывает А. Нуссбаум, "международно-правовой аспект появился позже, в начале же право народов возникло как необходимость совершение судопроизводства с участием "неримлян" и имело целью обеспечить частные интересы. Именно в этом последнием аспекте оно понималось в широком смысле, как право, присущее всем или большинству народов, например, защита собственности".
      Однако Бар. М. Таубе пишет: "Иностранец есть синоним врага, слышим мы в римской речи, он не только враг, но раб по самой своей природе, говорят Греки, ... Вот почему между Греками и иностранцами, варварами - вечная война".
      В последовавшие за разрушением Римской империи мрачные века раннего средневековья, когда вся государственная структура западноевропейского общества распалась, остался лишь один центр, который в состоянии был сколько-нибудь восстановить ее. Это была римская церковь, главы которой - папы, используя духовное оружие как средство воздействия на варварские племена, создали новую дипломатию, обеспечившую их собственное возвышение и вселенскую власть, т. е. духовную власть (нет другой власти, как власти от бога).
       Начавшийся в полисах Древней Греции процесс выделения правоведения в самостоятельную область знания завершился в Риме. К I веку до н. э оно стало самостоятельной наукой. Постепенно в рамках правоведения начало формироваться и международное право. Наибольшее значение для развития международного права имела деятельность римских юристов III-V веков. Именно им принадлежит определение того, что относится к праву народов. Ульпиан писал: "Право народов - это то, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех живых существ, а первое - только для людей в их отношениях между собой". Таким образом, Ульпиан исходит из того, что право народов есть именно часть естественного права.
      Для защиты своих прав вначале иностранцы выбирали себе покровителя по собственному желанию. Затем это право перешло к римскому Сенату, а иностранцам осталась возможность выбирать покровителя (патрона) только из числа лиц, назначенных Сенатом. Так появился институт римского патрона. В Риме право народов развилось не только из договорной практики самого государства, но и из деятельности государственных органов по регулированию правового положения иностранцев.
      Среди институтов, составляющих право народов, в то время наибольшее значение имело положение иностранцев23, поэтому отметим в заключение лишь некоторые, важнейшие из них; положение иностранцев и вопросы войны. В области дипломатического права, при всех имевших место нарушениях, римские юристы следовали, безусловно, принципу иммунитета посольства: "Если кто ударит посла врагов, то это действие признается противоречащим праву народов, ибо послы считались святыми. И поэтому, если у нас были послы какого-либо народа и им объявлена война, то они остаются свободными".
      Древняя Индия. Возникновение первых государственных образований в Индии относится к концу II началу I тысячелетия до н.э. Они находились в долине Ганга. Все же религиозно - философские и морально-политические памятники того времени, такие как Артхашастра или Махабхарта, дают возможность составить достаточно достоверное представление о существовавших в то далекое время международно-правовых нормах.
      Индийский литературный памятник первого тысячелетия до н. э.- "Законы Ману" - дает представление о задачах дипломатии и роли послов Древней Индии. В нем говорится, что дипломатическое искусство состоит в умении предотвращать войну и укреплять мир. "Мир и его противоположность (война) зависит от послов, ибо только они создают мир и ссорят. В их власти находятся те дела, из-за которых происходят мир или война...".
      Внешнеполитическую историю государств, находившихся в древности на территории современной Индии, если исходить из достоверных источников, а не легендарных сведений литературных памятников, можно сказать, что институт дипломатической защиты не был так развит по отношению к Ближнему Востоку.
      Древний Китай. В этом же тысячелетии возникли государства в Древнем Китае и Древней Индии. Исторические памятники свидетельствуют о том, что древнекитайские государства поддерживали регулярные дипломатические связи, заключали международные договора. Послы пользовались неприкосновенностью. Для разрешения международных вопросов созывались съезды государей. В частности, на одном из съездов (VI в. до н. э.), был заключен договор о мирном разрешении споров и о третейском суде. Для отражения нападения врагов заключались военные союзы.
      Первые достоверные сведения о государственных образованиях на территории Китая свидетельствуют, что в XIV-XIII веках до н.э. здесь уже существовало государство Инь. О его политике мы можем судить по очень скудным источникам, и говорить о наличие международного права в то время вряд ли представляется возможным только на рубеже II и I тысячелетий, когда на место Инь пришла империя Чужоу [1122 (1050)-256 гг. до н.э.], проводившая активную внешнюю политику. Мы встречаемся с обычаями, которые могут быть названы международно-правовыми. Постепенно, к VII-VI векам до н. э., число их становится достаточно велико, и к середине I тысячелетия мы можем уже говорить не просто о внешнеполитических, а именно о международно-правовых отношениях.
      Cыма Цинь отмечет, что: " Во время войны запрещалось уничтожать святыни, охотничьих птиц, разрушать и сжигать дома, уничтожать инструменты и другие орудия ремесел, деревья, продовольствие, посевы".
      Стоит сказать, что великий Шелковый путь играл огромную роль в развитии защиты торгового представителя, международных, экономических и культурных связей между Дальним Востоком и странами Среднего и Ближнего Востока, а также Средиземного моря. Со 121 г. до н.э., чтобы обезопасить путь караванам, Ханская империя использовала различные дипломатические методы для защиты торговцев, следующих вдоль Великого Шелкового пути до города-государства Восточного Туркестана. Важным этапом осуществления дипломатической защиты караванов (торговых представителей) явилось заключение союза Ханской империи с племенами и с другими странами Центральной и Средний Азии и Ближнего Востока.
      Как видим, и это подтверждается всеми другими свидетельствами, институт дипломатической защиты возник с появлением государства, и он так же стар, как внешняя политика, оформляющая отношения между человеческими обществами-государствами26. В древнем мире был гораздо более развит институт дипломатической защиты - в противоположность тому, что мы обычно об этом думаем; и сегодня институт дипломатической защиты занимает главное место в межгосударственных отношениях и международном праве с целью защиты прав и интересов иностранцев.

Шарбатулло Содиков

Источник:
http://viperson.ru/articles/nekotorye-aspekty-instituta-diplomaticheskoy-zaschity-v-drevnem-mire-i-v-srednie-veka

 


Количество просмотров материалов
496400
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru