СОДИКОВ Шарбатулло Джаборович

Адвокат по уголовным делам

Кандидат Юридических Наук

8 (495) 587 04 39 8 (916) 095-94-61
sodikovsh@mail.ru

         В статье исследована роль и место ОДКБ в рамках военно-политического сотрудничества России и Таджикистана. Рассмотрена роль Таджикистана в регионе с точки зрения безопасности с момента вступления в ОДКБ и до современного периода. Также были отмечены приоритеты ОДКБ в борьбе с новыми вызовами и угрозами безопасности в центрально-азиатском регионе как международный терроризм, наркотрафик, экстремизм и т.д. В целом в статье отмечается, что укреплению российско-таджикскому военному сотрудничеству в долгосрочной перспективе играет совпадение жизненно важных национальных интересов двух стран, что оказывает влияние на формирование региональной безопасности и стабильности в Центральной Азии.
 
      Обстановку, сложившуюся вокруг современных международных отношений можно с абсолютной точностью охарактеризовать как кризисную с динамикой устойчивого обострения.
      События, происходящие на Ближнем Востоке и повторяющиеся попытки деструктивных сил укрепить свои позиции внепосредственной близости от зоны ответственности коллективных сил ОДКБ стали серьезным вызовом современности.
         В этой связи приоритетным вопросом обеспечения безопасности в регионе является двустороннее взаимодействиеи кооперация России и Таджикистана в военной сфере. Нормативно-правовую базу для такого сотрудничества составляют более 170 договоров и соглашений. Среди них необходимо отметить Договор «О сотрудничестве в военной области» (1993 г.), а также Договор «О союзническом взаимодействии, ориентированном в ХХI век» (1999 г.)2. На основе этих и других соглашений Российская Федерация приняла активнейшееучастие в становлении всех без исключения силовых структур независимого Таджикистана.
       Необходимо отметить, что влияние российских вооруж нных сил на процесс становления таджикистанской госуд рственности не стоит недооценивать. Именно российским о руженным силам принадлежит важная роль в прекращении гр жданской войны в постсоветском Таджикистане (1992-1997 гг.). На протяжении всего постсоветского периода на территии Та жикистана находится достаточно крупное российских вооруженных сил.
        Помимо этого, Россия и Таджикистан в 90-е гг. ХХ в. акт вно сотрудничали в формате Коллективных миротворчески сил (КМС). После их расформирования Таджикистан практически сразу же достиг соглашения с Москвой о продлении пребывания на территории республики российской военной группировке в составе 201-й мотострелковой дивизии, а также некоторых вспомогательных контингентов. После распада СССР Таджикистан оказался не в состоянии обеспечивать безопасность своего воздушного пространства. Россия оказала Таджикистану помощь в создании национальной системы ПВО (в начале 2000-х гг.).
        Далее необходимо заметить, что в 2001-2004 гг. наблюдается некоторый спад в сфере военного сотрудничества двухстран. Такое положение дел явилось следствием активизации в регионе США и началом их наземной операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане. В этот период руководство Таджикистана выступало за пересмотр условий военного присутствия в республике. Душанбе также выступал за ускоренную передачу пограничных объектов и выводе пограничных войск России, которые занимались охраной границы Таджикистана с Китаем и Афганистаном.
         Однако большинство наметившихся противоречий были
устранены в ходе официального визита Президента Российской Федерации В. Путина в Душанбе. В ходе визита был подписан целый ряд соглашений и договоров, которые урегулировали условия пребывания на территории республики российского военного контингента.
     В июне 2008 г. Государственная Дума Российской Федерации ратифицировала соглашение с Таджикистаном о совместном планировании применения войск (сил) в интересах обеспечения коллективной безопасности3. Документ предполагал, что Россия и Таджикистан вместе анализируют обстановку в регионе, после чего страны совместно определяют состав необходимых для безопасности вооруженных сил, состоящих изроссийских военных. Таким образом, эта нормативно-правовая база позволила обеспечить более гибкий вариант присутствия российских вооруженных сил на территории Таджикистана.
        Летом 2008 г. было подписано соглашение, согласно которому Россия получала право использовать в военных целях расположенного в 20 км от столицы Таджикистана – Душанбе аэродрома Гиссар (Айни).
      Далее необходимо заметить, что важным элементом двустороннего сотрудничества двух стран является подготовка военных кадров. В 2015 г. Россия и Таджикистан достигли договоренности о продлении срока действий военной базы до2042 г. Помимо этого, Москва опубликовала информацию об увеличении военного контингента в Таджикистане до 9000 человек. При этом Россия оказывает Таджикистану финансовую помощь, которая направляется на модернизацию вооруженных сил.
       Вывод международных сил содействия безопасности (ISAF – англ.) из Афганистана и угрозы экспорта нестабильности вынудили Россию и Таджикистан перейти к еще более тесному сотрудничеству в секторе безопасности. В настоящиймомент стороны проводят совместные действия по повышению боевых возможностей вооруженных сил Таджикистана. Так, например, в марте 2016 г. страны провели совместные учения, организатором которых выступил Генеральный штаб Республики Таджикистан. Была создана совместная авиационная группировка. Всего в совместных учениях на территории Таджикистана приняло участие 32 единицы боевой и транспортной авиации и 950 единиц бронетехники.
         Необходимо заметить, что российским вооруженным силам по-прежнему принадлежит ключевая роль в укреплении оборонного потенциала Таджикистана. Армия Таджикистана по разной информации насчитывает от 7 до 20 тыс. человек, что не так много если учесть какие угрозы в секторе безопасности формирует перед республикой современная геополитическая ситуация в Евразии. При этом Таджикистан является полноценным членом ОДКБ с момента основания организации (1992г.). Эту организацию можно считать крайне важной для национальной безопасности Таджикистана. Присутствие военных может считаться сдерживающим фактором для экстремистской и террористической активности. К тому же поддерживать безопасность и территориальную целостность в одиночку в сложившихся условиях для государств региона становится крайне сложно. Поэтому коллективный потенциал, необходимый для обеспечения условий стабильного развития государств-членов сформирован и последовательно развивается в рамках ОДКБ.
         На сегодняшний день остро стоит вопрос относительно ситуации вокруг таджикско-афганской границы, которую периодически норовят пересечь такие бандформирования как «Исламское движение Узбекистана», «Талибан», «Хизб-ут-Тахрир», «Байат», «Салафия», «Таблиг». Для предотвращение прорыва границы и сохранения суверенитета в регионе, безусловно, нужны миротворческие силы ОДКБ, которые в отличии от НАТО заостряют внимание не только на военной силе, а комплексно подходят к вопросам обеспечения коллективной безопасности.
         По предварительным данным в ближайшее время предвидится обострение ситуации на таджикско-афганской границе. Нельзя прогнозировать каких-либо крупномасштабных вторжений, но тем не менее обстановка будет ухудшаться и как следствие подобная динамика будет влиять на ситуацию в регионе. В этой связи руководством России было принято решение оказать помощь Таджикистану в укреплении таджикско-афганской границы. Подобное решение сегодня находится в стадии реализации и некоторые государства-члены ОДКБ уже приняли соответствующие меры. В частности, направлено военно-техническое имущество и современное вооружение для пограничников Таджикистана. На данный момент этот процесс еще не завершен, у России и государств-членов ОДКБ есть последовательный перечень мер, которые будут предприняты для предотвращения или минимизации угроз исходящих от афганской границы.
         Если говорить в целом о позиции России и Таджикистана относительно афганской проблемы то оба государства одинаково нацелены на установление контактов с властями Афганистана на местном и центральном уровнях, а также на оказание им помощи в стабилизации обстановки и взаимодействие в том числе и по вопросам наркоугрозы.
         Таким образом, двусторонний формат сотрудничества Таджикистана с Россией успешно развивается на протяжении всего постсоветского периода. Характер сотрудничества двух стран можно определить как конструктивный. Россия и Таджикистан обладают всеми необходимыми институциональными атрибутами для плодотворного развития военного сотрудничества и комплексного взаимодействия в рамках ОДКБ.
 



Количество просмотров материалов
586506
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru